Обучение в современном обществе занимает важное место, уступая по значимости лишь немногим другим вопросам. Сложная структура современной цивилизации требует качественного образования для полноценного участия в жизни общества. В этом контексте важнейшим становится разработка новых и эффективных методов преподавания, среди которых особое внимание уделяется наглядному обучению.
Обучение в современном обществе занимает важное место, уступая по значимости лишь немногим другим вопросам. Сложная структура современной цивилизации требует качественного образования для полноценного участия в жизни общества. В этом контексте важнейшим становится разработка новых и эффективных методов преподавания, среди которых особое внимание уделяется наглядному обучению.
Наглядное обучение подразумевает процесс формирования у учащихся представлений и понятий через использование различных наглядных пособий. Отличительной чертой этого метода является обучение с опорой на конкретные образы, которые непосредственно воспринимаются учащимися.
Например, на уроках истории для формирования представления о Московском кремле эпохи Ивана Калиты достаточно показать макет этого сооружения. Словесные описания не дадут такого же ясного и точного представления, поскольку ученик не может опираться на результаты непосредственного наблюдения. Поэтому представления, возникающие при словесном методе, часто расплывчаты и неадекватны.
Максимально широкое применение различных видов наглядных пособий должно быть частью учебного процесса на всех уровнях образования — от детского сада до высших учебных заведений. Это особенно важно на ранних этапах, когда способности к абстрактному мышлению у детей еще минимальны.
Сегодня метод предметной наглядности широко используется. Разнообразные плакаты и таблицы применяются практически во всех дисциплинах. Муляжи (например, скелета человека или органов) используются в обучении естественным наукам — биологии, анатомии, зоологии, ботанике.
В этих дисциплинах также используются гербарии, коллекции засушенных насекомых и другие реальные объекты. В преподавании химии, физики и астрономии применяются различные модели (атомов, Солнечной системы и т.д.).
В преподавании гуманитарных дисциплин, таких как история, наглядные пособия используются сложнее. Документальные фильмы могут иллюстрировать события лишь последнего столетия. Документальные фотографии охватывают чуть больший период. Археологические находки, хотя и являются отличным наглядным пособием, доступны в основном в музеях.
Таким образом, возможности для совершенствования методов наглядного обучения и расширения арсенала наглядных пособий остаются огромными, особенно с учетом развития компьютерных технологий.